Ножи из углеродистой стали У10, твёрдость по субъективным ощущениям 57-58 HRC. Рез хороший, агрессивный. Перекала нет, ударную нагрузку держат нормально, не выкрашиваются.
Изначально сделано для handmade_faq по просьбе модера, но по ходу оформления поста решил поделиться кому интересно и может оказаться полезным. Насколько можно назвать мой опыт мастер-классом, не знаю, просто немножко поделюсь опытом.
Для начала понадобятся: - 2 напильника; - кусочек текстолита или дерева для накладок и кожа для обмотки; - точило; - горелка (муфель, газовая плита); - наждачная бумага; - воск (стеарин, но лучше всего карнаубский воск), крем для обуви; - латунь или нержавейка для заклёпок; - магнит; - струбцина (тиски); - эпоксидная смола, клей для кожи; - болгарка (опционально).
Итак, для начала нужно провести отжиг сталей чтобы привести их в состояние, близкое к исходному, до заводской обработки. В идеале нужно выдержать сталь в печи и дать стали остыть вместе с плитой. Если есть печь или будете разводить костёр - весьма недурственный вариант. 4-6 часов в жаре, потом дать остыть вместе с углями и можно обрабатывать. Поскольку всё делалось дома, пришлось пойти другим путём и использовать что есть, а именно - газовую плиту. Бытовой газ даёт относительно небольшое количество тепла, и его едва-едва хватает для качественного прогрева заготовки. НО! Всегда можно что-то придумать. Я попросту сделал с помощью двух болтов небольшое возвышение над напильниками, а сверху разместил поверхность, отражающую тепло. Иначе тепло просто будет уходить вверх и должного прогрева не будет. Да и прогревать по большому счёту нужно только часть напильника, где будет клинок и чуть дальше, сантиметров три.
В качестве дефлектора для начала можно поставить чайник и поискать какую-нибудь металлическую пластину.
Очень важен следующий момент - присыпьте прогреваемые участки солью. Если соль плавится - всё хорошо. Если не плавится... в общем, лучше, чтобы плавилась.
После нахождения пластины, убираем с плиты закипевший чайник и завариваем чай.
Заглядываем под пластину: цвет заготовки ровный, соль плавится? Значит всё хорошо. Оставляем всё это дело хотя бы часа на три и идём заниматься своими делами. Через искомое время прикручиваем газ на четверть, через полчаса ещё на четверть и т.д. Даём охладиться своим ходом. Можно, конечно и без этой тягомотины, но при таком подходе можно просто взять на рынке нож-китаец, дабы не тратить лишнего времени. Затем идём в мастерскую.
И отрезаем, отсекаем, вырезаем лишнее.
Придаём базовую форму.
В ноже, предназначенном для накладного монтажа прорезаем паз для заклёпок.
Если у вас получится просверлить - отлично, но те свёрла, которые продают у нас попросту "лижут" эту сталь. Спуски и форму придавайте любые, по желанию. Но не сводите. Следующий этап - закалка. Здесь тоже есть пара важных моментов: - не ориентируйтесь на свечение метала, его видимость вполне меняется в зависимости от освещения; - точкой закалочной температуры будет тот момент, при котором клинок перестанет магнититься. Равномерно прогреваем клин до однотонного свечения по всей длине; рукоять можно не прогревать, не дальше трёх сантиметром за линию клинка. Как только клин перестал реагировать на магнит, прогреваем ещё пару минут, стараясь не перегревать заготовку существенно выше того цвета, на котором ушли магнитные свойства. При остывании сталь снова начнёт магнититься. Внимательно и аккуратно прогреваем заготовки, рядышком держим посуду с водой - на воздухе плоские заготовки довольно быстро теряют температуру, так что действовать нужно оперативно. К тому же, придётся работать с открытым огнём, соблюдайте технику безопасности.
Итак, нагреваем до потери магнитных свойств, выдерживаем две минуты и резко окунаем в воду. Если всё было сделано правильно - сразу после закалки клинки смогут без проблем и достаточно грубо царапать стекло.
После закалки нужно провести отпуск, твёрдость немного понизится, но сталь не будет выкрашиваться. Клинок без отпуска будет резать очень агрессивно, стекло будет драть без проблем, но ценой этому будет высока хрупкость. Если не убрать остаточные внутренние напряжения после закалки, режущая кромка будет выкрашиваться при работе с кожей, деревом, стоит только прижать покрепче. Процедура отпуска не представляет из себя ничего военного - просто кладём в духовку, прогреваем до 180-200 градусов по Цельсию, выдерживаем 1,5-2 часа и даём остыть вместе с духовкой. Теперь можно смело доводить клинки до чистового вида. Обдираем на точиле, шлифуем наждачной бумагой, вулканитовыми кругами, войлоком, стальными щётками, в общем имеющими средствами доводим заготовки до ножного вида. Можно, конечно, проводить закалку и отпуск на близком к чистовому клинку, но обезуглероженный слой на поверхности клинка (0,1-0,3мм) будет безбожно царапаться, забиваться и ржаветь. Да и на режущих свойствах скажется не лучшим образом.
Особо не усердствуем - всё равно нож будет травиться, просто приводим поверхность в аккуратное, ровное и гладкое состояние. Полировать бессмысленно, только травлению мешать будет, просто доводим до нужного уровня чистоты. Для накладного монтажа вырезаем пару накладок и сверлим в них отверстия для заклёпок.
Дальше просто приклёпываем, предварительно промазав и залив отверстия эпоксидной смолой. И не допускайте моих ошибок: в процессе работы я глянул что накладки сидят ровно, без зазоров и оставил смолу застывать как есть, не зажав накладки в тисках или струбциной; в итоге при полимеризации одну из накладок повело. Поставь я посредине ещё одну заклёпку, этого бы не случилось. Но хотелось ведь сделать покрасивее, оставить центральную часть для художественных встравочек. После того, как смола застынет, грубенько обдираем накладки и протравливаем оба ножа в хлорном железе до матово-серого цвета. Оксидная плёнка, получаемая при травлении может служить неплохой защитой от коррозии. За неимением хлорного железа (продаётся в радио-магазинах), можно травить в уксусе, лимонном соке, спрайте (только газ выпустить надо) а то и вовсе в перемолотом на мясорубке очищенном картофеле. Важным пунктом травления является чистота заготовки, иначе грязных разводов и отпечатков пальцев не избежать. Пока смола полимеризируется, занимаемся обмоткой. Ту всё просто – вырезаем полоску кожи длиной с полметра, смазываем внутреннюю сторону и рукоять клеем для кожи и мотаем. Для начала, правда, я бы советовал накинуть обмотку без клея, посмотреть как всё сидит, а потом уже и мотать начисто, с клеем.
Если всё хорошо, вполне можно прикрепить из той же кожи темлячный шнур с бусиной.
Тем временем и эпоксидная смола застыла. Идём в мастерскую и снова обдираем лишнее. Смотрим на спинку, расстраиваемся:
Пробуем постучать рукоятью о стол, деревянную чурочку. Если сидит хорошо, плотно, добавляем декор и шлифуем меленькой наждачкой.
Дальше берёмся за воски и кремы. Нож с накладками просто натираем до равномерно блеска, аккуратно прогреваем феном (при перегреве эпоксидка может свободно отскочить от любого материала из-за разницы линейных расширений). Натираем тряпочкой, радуемся. любая кожа нуждается в защите, так что берём обувной крем и натираем кожу до однородной поверхности. После этого прогреваем феном (можно обычным для волос) до полного впитывания крема и протираем начисто салфетками или ненужной чистой тряпочкой.
Аккуратно затачиваем ножи. Лучше вручную - царапины на спусках не так страшны как возможный перегрев при неумелой заточке на точиле. Подправляем заточку мусатом и, если всё удалось, радуемся.
И получаем на выходе таких вот маленьких красавцев.
Всё вышесказанное - сугубое имхо, не претендующее на мнение последней инстанции. Если хотя бы одному человеку пригодится , значит не зря день потратил.
С наилучшими пожеланиями, Виктор.
|