Учения на Балтиморе по выживанию
В конце января российские военные летчики освоили на практике навыки выживания в экстремальных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Как выжить в безлюдной местности, как добыть пищу, огонь и воду — эти и другие вопросы изучил летный состав западного военного округа в ходе сборов на авиационной базе «Балтимор» в Воронеже.
45 фотографий, общий вес 6,4 мегабайт
На этих сборах стоит задача выполния учебно-тренировочных прыжков с парашютом летным составом и специалистами поисково-спасательной парашютно-десантной службы 7000-й авиационной базы. Летным составом будет продемонстрирована отработка реальных поисково-спасательных работ. Будут показаны действия летчика, при попадании воздушного судна в аварийную ситуацию.
1. В течение года с летным составом проходят теоретические занятия, где дается теория вынужденного покидания с парашютом и действий летчика, а также практические мероприятия с выполнением учебно-тренировочных прыжков.
2.
3. В год летчик должен выполнить не менее двух прыжков, иначе он не допускается к полетам.
4.
5.
6. По легенде, вскоре после взлета вертолета звучит сигнал тревоги — пожар в левом двигателе. Пожар потушить не удалось. Потом загорается и второй двигатель. Единственное решение — срочно покинуть горящий борт.
7.
8.
9. Вертолет несколько раз принимал на борт парашютистов.
Помимо плановых прыжков с парашютом, была осуществлена имитация прыжка с аварийного борта. Для имитации использовали манекен, поскольку десантирование в нештатной ситуации осуществляются с одноразовым спасательным парашютом ПН-58. С таким парашютом в частности летают борттехники. Минимальная безопасная высота прыжка с этим парашютом 60 метров. В ходе десантирования была показана надежность средств спасения при выбросе манекена с высоты 100 м.
10. Манекен Иван Иванович, с отпечатанным на ксероксе лицом, послушно вылетел из вертолета со 100-метровой высоты и приземлился в снег.
11. Иван Иванович был одет в серый комбинезон. Экипировка предназначена для прыжков в лес и имеет защиту от веток и сучьев.
Спасательная группа может сбросить найденному летчику на парашюте мешок со всем необходимым: от медикаментов до теплой одежды. При необходимости на землю спускаются спасатели — они могут, к примеру, прицепить к вертолетной лебедке летчика, потерявшего подвижность.
12. В нашем случае, Иван Иваныча решили поднять на лебедке.
13. Потерпевшего втягивают в салон вертолета.
14. Учебное десантирование не ограничилось только манекеном. В роли терпящего бедствие летчика выступил прапорщик Георгий Майсурадзе — легенда Балтимора.
15. Когда раскрывается парашют, включается спасательное оборудование, прикрепленное к парашютной подвеске летчика. На длинном фале под летчиком надувается небольшой плот, на случай посадки на воду; ранец носимого аварийного запаса НАЗ-7М; находясь в герметичном плавучем чехле, в аварийном диапазоне передает сигнал радиостанция «Комар».
16. Приземлившись, летчик освобождается от парашюта и прячет за пазуху батарейку «Комара» — в тепле та дольше проработает. Увидев поисковую группу, ярко-оранжевым дымом летчик обозначает свое местоположение.
17. Аварийный запас содержит все необходимое, чтобы дождаться помощи и в лесу, и в тундре. Ведь помощь может прийти через несколько часов, а может и через несколько суток.
18. Парашют после приземления используется, как для построения укрытия, так и для сигнализации. Но обо все этом подробнее будет рассказано ниже.
19.
Теперь перейдем ко второй части учений.
20. Неподалеку от аэродрома на один день открыли настоящую школу выживания. Чтобы отработать навыки на случай, если помощь придется долго ждать, где-нибудь в глухом зимнем лесу. Условия под Воронежем были на редкость подходящие, на улице -20 градусов.
21.
22. Если приземление произошло на воду, то на плоту есть уранин — вещество, окрашивающее воду в яркий желто-зеленый цвет. Также этот порошок можно использовать на снегу.
НАЗ-7М — носимый аварийный запас. Включает в себя: плот (автоматически надуваемый плот), аварийный радиомаяк «Комар». Ранец НАЗа состоит из четырех групп: • средства связи и сигнализации (аварийная радиостанция, сигнальные патроны и мортирка, зеркальце) • медицинская группа (перевязочный пакет, бинт и йод) • лагерное снаряжение (нож авиационный, нож-мачете, спички ветроустойчивые (2 упаковки по 10 шт.), инструкция по выживанию в малонаселенной местности, очки-светофильтры, особенно актуальны в полярных районах, где много снега, сухое горючее, 16 патронов для «ПМ») • продовольственная группа (1 кг сахара в упаковке или 900 гр витаминизированной карамели, 60 гр соли)
23. Для летного состава везде есть подсказки. На каждом предмете надписи, маркировка. Запас расчитан на три дня.
24. Аварийный радиомаяк «Комар». Сигнал «Комара» обнаруживает спутниковая система, передает данные в координационный центр, а уже оттуда информация доводится до местной поисково-спасательной группы. «Комар» имеет надувную оболочку, чтобы радиостанция, в случае приводнения, не утонула. Радиостанция первые три часа работает в режиме «Маяк», для того, чтобы поисково-спасательные средства могли обнаружить точное расположение экипажа, который передает сигнал бедствия.
25. Радиостанция Р-855А1М работает на частоте международной космической системы «КОСПАС-SARSAT» 406 МГц. Радиостанция имеет свой код, который привязан к воздушному судну. Таким образом, в координационном центре уже известно, какой это самолет и к какой части приписан. У станции три режима работы: • спутниковый передатчик сигналов бедствия работает на частоте 406,037 МГц • передатчик ближнего привода, работающий на частоте 121,5 МГц в режиме «Маяк», обеспечивает подачу тонального сигнала поисково-спасательным службам • приемопередатчик, работает на частоте 121,5 МГц и обеспечивает связь экипажа с поисково-спасательной службой
26. Сигнальное приспособление с сигнальными 15-мм ракетами красного огня. При полетах над малонаселенной местностью, летчику выдается личное оружие: «ПМ» и 16 патронов.
Многие предметы из комплекта можно использовать по нескольким назначениям. Из парашюта можно построить жилище нескольких типов или выложить на земле сигнал для посадки спасательного вертолета. Фал и стропы связываются в сумку для переноски снаряжения. Спасательный одноместный плот можно использовать как матрас или дождевик. Небольшая жестяная коробка с крышкой служит кастрюлей и сковородкой соответственно.
27. В солнечный день, летчик может воспользоваться сигнальным зеркальцем. С его помощью можно подать сигнал экипажу летящего самолета. Солнечный зайчик от раскладного зеркальца с прицелом виден в ясную погоду за 30 километров.
28. Защитные очки, сахар, нож авиационный (у меня такой есть :), патроны, спички, сухое горючее, нож-мачете, сигнальное зеркальце, мортирка и сигнальные патроны, аварийная радиостанция-радиомаяк Р-855А1М.
29. Посмотрим немного ближе. Видно, что питанием для летчика служит 1 кг сахара (или 900 гр витаминизированной карамели) — расчитано, что такая диета поможет летчику принимать взвешенные решения и продержаться трое суток. Известно, что сахар положительно влияет на деятельность мозга. При полетах над пустыней карамель заменяют на полтора литра воды.
30. Нож-мачете.
31.
32. Устраиваясь надолго, летчики строят укрытие «типа чум»: жерди составляются конусом с метровым проемом для входа и оборачиваются парашютом. В чуме или перед ним разводится костер для обогрева — костер таежный или охотничий, на котором можно вскипятить воду в кастрюльке или что-нибудь поджарить на сковородке.
33. Если солнца нет, можно развести сигнальный костер: найденные сучья складываются шалашом или колодцем, середина заполняется хворостом и листвой, чтобы дыму было побольше. При возможности костер сдабривается топливом или маслом, слитыми с аварийного борта.
34. Костер-колодец. Используется как сигнальный костер, потому что дает много тепла, но быстро прогорает.
35.
36. В зимнем лесу, чтобы умереть с голода — надо постараться, не говоря уже о летнем. В качестве холодной закуски подойдут каштаны, их можно есть сырыми. Суп можно сварить из коры и еловых веток, сдобрив его морожеными ягодами. На второе можно поджарить дождевых червей, а из листьев брусники получится отличный чай. В конце-концов из пистолета можно подстрелить дичь.
37. Растопить снег в такой кастрюльке не составит труда.
38. Находясь на вражеской территории, летчику надлежит избегать людей и населенных пунктов. Бывали случаи в Чечне: летчик покинул самолет, захотел покушать, пошел в ближайший аул. Купил молоко и сникерсы, наелся и заснул. Проснулся от удара прикладом в лицо и попал в плен. Разумеется, если полет и покидание самолета произошло над своей территорией, то летчику необходимо наоборот, стремиться попасть к людям.
Если в месте приземления работает сотовая связь, пилоты обычно докладывают руководителю полетов по мобильному: сели там-то, живы-здоровы. Затем выкладывают из парашюта сигнал для спасательного вертолета.
39. Завидев спасательный вертолет, терпящий бедствие экипаж раскладывает на земле сигнал из парашюта. Парашют у летчиков двухцветный: оранжевый цвет крайне редко встречается в природе зимой, белый — летом. Круг из парашюта означает «вот он я». Крест — здесь приземляться нельзя. Удачное место для посадки можно указать руками или стрелой, выложенной из купола. Для того, чтобы показать, что имеются пострадавшие, необходимо разложить купол парашюта в виде окружности, и изобразить человека с разведенными в стороны руками и ногами.
40. Одним из средств сигнализации является мортирка и 15-мм сигнальные патроны.
41. Заряд светится красным и поднимается на высоту до 50 метров.
42. При помощи сигнального патрона ПСНД «День-ночь» терпящий бедствие не только привлекает к себе внимание, но и указывает спасателям направление и скорость ветра.
43. Патрон имеет две стороны: дневная — яркий оранжевый дым.
44. И ночная — яркое красное пламя.
45. Пламя можно использовать, например, и для розжига костра.
Большое спасибо пресс-клубу Министерства Обороны РФ (http://military-press.livejournal.com) и пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!
|